Храм в Красносельском

Издание прихода Свято-Воскресенского храма в Красносельском (п. Советский).

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР

Удивительно прелестная «Молитва задержания»

«Молитва задержания» включает прошения, противоречащие заповедям Евангелия.

Далеко не каждый текст внешне похожий на церковную молитву, содержащий обращение к Богу  и Пресвятой Богородице, упоминающий святых, может считаться молитвой. Церковь отвергает так называемые апокрифические (или неканонические, «ложные» молитвы). Как бы ни был схож тот или иной текст с церковными молитвами, он не может быть признан молитвой, если его содержание расходится с учением Церкви, включает элементы, фольклора и суеверий.

При чтении «Молитвы задержания» бросается в глаза смешение в тексте церковнославянского и русского языковых стилей. В ней отсутствует обычное для многих канонических молитв славословие, при том, что текст молитвы содержит прошение.

В тексте этой «молитвы» присутствуют фразы, смысл которых тёмен.  Например неясно, почему замыслы врагов о погублении человека или его изгнании нужно только приостановить и задержать «до благовремения», а не совсем разрушить. И кто определяет то самое «благовремение»? В другом же месте говорится о том, что «злые хотения и требования всехосуждающих» нужно именно разрушить. Эта несогласованность может свидетельствовать о том, что текст молитвы составлялся поспешно. Печально, когда тексты претендующие на сокральность, оказываются безграмотными.

Издатели этой молитвы ссылаются на то, что ее источником является сборник молитв старца Пансофия Афонского, датируемый 1848 г., чему нет никаких доказательств, а особенности языка и стиля не позволяют датировать ее серединой XIX в. Да и можно ли считать соответствующими потребностям афонского инока середины XIX в. такие заботы, как увольнение с работы, изгнание из «града» и беспокойство за сохранность «дома сего, всех живущих в нем и всего достояния его»? В этом случае мы имеем дело с попыткой выдать небрежный «новодел» за относительно старинный текст, осященный авторитетом Святой Горы Афонской.

Обращает на себя внимание уверенность автора в собственной праведности, отсутствие у него покаянного чувства. В тексте нет ни слова о покаянии, ни одного прошения об избавлении от грехов. А чувство покаяния – основа всех видов христианского подвига, в т.ч., истинная молитва возможна лишь у тех христиан, сердца которых, исполнены чувством покаяния. Если же покаяние не положено в основание молитвы, если оно не сделалось душою и целью молитвы, то молящемуся грозит опасность подвергнуться прелести.

Отсутствие чувства покаяния, нечувствие собственной греховности влечет за собой осуждение ближних. Человек начинает видеть в них источник своих житейских неудач. Это хорошо видно на примере «Молитвы задержания». Именно «вокруг стоящих», т.е. ближних (на ряду с нечистой силой!) читающий эту молитву объявляет источником проблем и угроз для себя и своего «достояния».

Он считает себя страждущим от «бесовских чар» и нуждающимся в защите от «козней сатанинских», просит оградить свой дом от «страхования». При этом «бесовские чары» и «все диавольские замыслы и козни» направлены на то, чтобы «досадить» молящемуся, и «погубить» его и «достояние его». Т.е. эта «молитва» составлена от лица человека, который считает себя со всех сторон окруженным врагами не только не невидимыми, но и видимыми. Действие последних такой человек скрупулезно перечисляет и считает своих врагов так же врагами Божьими «вся сопротивные силы и всех хулящих имя Божие и презирающих мя».

Какой же участи, по мнению автора да и всех обращающихся к Богу с этой «молитвой», заслуживают их многочисленные недоброжелатели?  Пожеланий немало, вплоть до: «Наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих». И так, эта «молитва» содержит пожелание зла врагам. Тем самым она попирает заповедь Христа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и «молитесь за обижающих вас  и гонящих вас» (Мф. 5;44). Св. Иоанн Златоуст указывал: «Когда мы просим чего-нибудь против врагов, тогда не только не бываем услышаны, но еще оскорбляем Бога». Беда в том, что чаще всего мы себя почитаем носителями добра  и правды,  а всех находящихся с нами в конфликте непременно отождествляем с неправдой и злом. И тем более наш личный враг не обязательно должен быть врагом Божиим.

В этой «молитве» господствует дух злопамятности. Истинно же церковные молитвы пронизаны духом любви. Так, Церковью нам даны молитвословия «О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы» и «О ненавидящих и обидящих нас». И, конечно, в них нет человеконенавистнических просьб. Именно недостаток покорности воле Божией ощущается в «Молитве задержания». Читающий ее считает себя в праве просить об исполнении желаний: «и да исполнятся вся благая начинания наши и желания». А ведь среди этих желаний есть и совсем неблагочестивые, тоже: «наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя». Не спасение души занимает внимание, а суетные житейские попечения: забота о сохранности имущества - «достояние» , стремление отстоять в борьбе с «врагами» «свое благополучие» и «законное» место в жизни. Но что пользы в благоденствии телесном, когда худо состояние душевное?

Текст этой «молитвы» обычно предваряет замечание: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействии ея». Вопрос, о каком «тайнодействии» идет речь? Почему «тайнодействие» и «утаение от слуха и взора людского» присуще именно этой молитве, а не другим? Кем, когда и на каком основании это установлено? Ясно только, что не на основании церковного придания, которому не известна «Молитва задержания». Не редко к этой «молитве» делается еще примечание: «Читается только по благословлению духовника». Причина, по которой «праведную молитву» можно читать только по благословлению, так же не указывается. На деле, цель подобных примечаний, понятна - они должны сформировать у читателя представление,что перед ним - якобы особо сильная молитва. Но деление молитвенных текстов на более или менее эффективные (сильные) порождено не церковным, а суеверно-магическим отношением к молитве. Где важна не вера, не упование на милость Божию, а знание правил, следуя которым можно якобы подчинить себе высшие силы. Подобно тому, которого ожидают от амулета или любого магического обряда. Молитвенный же текст, не волшебные слова, правильное воспроизведение которых дает гарантированный результат. Это - прошение, вопль к свободной воле Божества, который может быть услышан, а может быть и отвергнут. Поэтому «сила» молитвы заключена не в словах и не в «утаении от слуха и взора людского», а «в духовном настроении – страхе Божием и в преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и предстоянии умом» Свт. Феофан Затворник. «Сила молитвы - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно».

В этой «молитве», так же как в заговорах присутствует убежденность в действенности вредоносного колдовства и вера в то, что этому колдовству можно противостоять с помощью магии же. (В данном случае с помощью чтения, или хранения магического текста).

Примеры из Священного писания и житий святых используется в этой «молитве» для оправдания зложелательства по отношению к «врагам». В общем цель молитвы «Задержания» - создать магическую «защиту», преграду для действий «врагов». Очень многие выражения и фразы из этой так называемой молитвы заимствованны из разнообразных заговоров о которых не стоит здесь и говорить. Роднит «молитву задержания» с магическими текстами и сосредоточенность на земном благополучии.

Но даже если мы вычеркнем из «молитвы» одиозные места, она все равно не превратится в церковную молитву, ведь мировоззрение, породившее «Молитву задержания» питается из не церковных источников. По отношению к церковным молитвословиям «Молитва задержания» представляет собой «антимолитву». Например, вместо самоосуждения и покаяния в собственных грехах мы находим многословное перечисление грехов ближних - «врагов», по мнению читающего. Вместо прощения «ненавидящих и обидящих нас» здесь содержится просьба о наказании их, вместо смиренного придания себя в волю Божию – требования исполнения желаний. Таким образом эта «молитва» вступает в противоречие с православным пониманием цели и сущности молитвы. К числу таких же неканонических, одиозных и ложных текстов относятся – «Молитва Киприана», «Молитва Михаилу Грозному Воеводе Небесных сил».

Мы ждем вас ежедневно: (осень-зима) с 08.00.-12.00. (весна-лето) с 08.00.-18.00.

Вторник- молебен о здравии на территории больницы.

Суббота-служба в 14.00.

Воскресенье - Божественная Литургия в 08.00.

Суббота - 13.00 панихида на могиле убиенных священников.

Реквизиты Храма для пожертвований:

Получатель платежа: Местная религиозная организация православный Приход Свято - Воскресенского храма п. Советский.

ИНН: 2353025483. КПП: 235301001. 

Банк получателя: ОАО «Крайинвестбанк» г. Краснодар.

Счет получателя: 40703810600080000669. Корр. счет: 30101810500000000516. БИК: 040349516.

Назначение платежа: пожертвования.

 

Яндекс.Метрика

Конструктор сайтов - uCoz