Издание прихода Свято-Воскресенского храма в Красносельском (п. Советский).

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР

В упражнении молитвой.

Еже аще что просите, от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. (Ин. 14,13-14).

Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца имяво Мое, даст вам. Доселе не прсистеничесо же во имя Мое: просите и приимите, да радость ваша исполнена будут. (Ин. 16,23-24).

О, какой дар! Он – залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося именем человеческим – Спаситель. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, так произносится Иисусова молитва.

Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство апостола, не через посредство Ангела; установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После Тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповедями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил молением Его именем, дал этот способ моления как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. Об этом напоминают нам аскетические творения святителя Игнатия (Брянчанинова).

В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца, то есть совершать молитву со вниманием, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

Основная и первоначальная молитва- пишет Святитель Игнатий (Брянчянинов) - должна состоять из прошений о прощении грехов.

Всякий кто прочитав наставление данное отцами- безмолвниками и необдуманно приняв это наставление в руководство своей деятельности, без всякого предварительного приготовления усиливается умом взойти в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. Кто пытается раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее, должен быть предупрежден.

Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистой молитвою. Впервом периоде представляется молящемуся, молиться  при одном собственном усилии, где благодать Божия не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокрытые в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу в борьбе со страстями.

Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плачь.

Во втором периоде благодать Божия являет ощутительное свое присутствие и действие, соединяя ум и сердце, доставляя возможность молиться не параллельно, или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы, утрачивают насильственную власть над умом. Но чтобы достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения, и принести плод в терпении. Душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние.

Хотящие взойти, - говорит преподобный Симеон Новый – на высоты молитвенного преуспеяния да не начинают идти с верху вниз, но да восходят с низу в верх, сперва на первую ступень лествицы, потом на вторую,- а далее мы и не будем вести речи.

Во- первых этот человек должен подвизаться, чтобы укорить и умолить страсти. Во – вторых, он должен упражняться в псалмопении, то есть молитве устной; когда умалятся страсти, тогда молитва, естественно доставляет веселие и «сладость» языку, вменяется благоугодной  Богу. В третьих и в четвертых, мы умолчим, т.к., для новоначального искание места сердечного, т.е. искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действе благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание гордостное, безумное! Вот тебе завет мой - говорит св. Игнатий – не ищи места сердечного.

Святые отцы строго воспрещают употребления способности воображения,  повелевают содержать ум вполне безвидным, незапечатленным ни какою печатью вещественного. Падшие духи стараются возбудить в нас действие воображение. Ум все время должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения. Образыесли их допуститумв молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом.

К преуспеянию в молитве покаяния, должны стремиться все христиане; и упражнению в молитве покаяния и к преуспеванию в ней Святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу и чисто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами.

И если в тебе кроется ожидание благодати, - остерегись; ты в опасном положении! Такое ожидание свидетельствует о скрытом удостоянии себя, а удостоение свидетельствует о таящемся самомнении, в котором гордость. За гордостью удобно последует, к ней удобно прикрепляется прелесть. Прелесть существует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в самом ожидании благодати. От ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов.

Свт. Игнатий предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику». Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твое мертвое окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние. Не стремимся к исканию наслаждений при молитве нашей. Искание само собою уже есть обольщение. Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина его- неведение или недостаточное зрение и гордостное признания себя способным к благостной молитве и достойным ее.

Обычно уму, особенно в людях легкомысленных, преждевременно стремиться к усвоению себе высоких молитвенных состояний. И потому должно тщательно рассматривать в себе, чтобы не искать преждевременно того, что приходит в свое время, и чтобы не отвергнуть того, что подается в руки, направившись к исканию другого. Свойственно уму представлять себе мечтанием высокое состояние молитвы, которых он еще не достиг, и извращать их в своей мечте или своем мнении. Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига. Находящиеся в прелести тот час влекутся и влекут других высотами, не доступными для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная мечтательность заменяет у них духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию.

Святы Отцы Восточной Церкви, особенно пустынножители, когда достигали  высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в однопокаяние. Покаяние отнимало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего. Зрения греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле. Петр Дамаскин говорит: - «Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть  свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку».

Истинный подвижник только приступит к каким либо добродетелям, только начнет исполнять их, как и увидит, что исполняет их весьма не достаточисто. Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему не достаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества.  Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их. Поэтому святые омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез.

Опасно преждевременное бесстрастие! Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатью! Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не наученного немощи своей.

При чтении Отцов ни из виду того, что меры новоночального должно упускать их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение Отеческих наставленийк себе, к своей деятельности, должно быть совершаемо с большой осмотрительностью, всякий проходящий излишне усиленный подвиг молитвы от слышания или учения, погибает, как не стяжавший руководителя.

Вся святоотеческая мысль, утверждает, что задачей христианской жизни является исполнение Заповедей Христовых и покаяние в случае их нарушения. Все другое является не более, как средством к достижению этой цели. И молитва, в этом числе, есть только одна из основных заповедей, одно из важных средств спасения, но сама по себе не достаточна без исполнения других заповедей. Потому любая подмена этой святой цели какими бы то ни было средствами есть духовное самоубийство.

Как цвет и плод произрастает на стебле или дереве, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей.

Особенное попечение, попечение самое тщательное, должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению Евангелия. Опыт не замедлит открыть у молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвой Иисусовой. Эти заповеди служат для этой молитвы тем, чем служит елей для горящего светильника; без елея светильник гаснет, разливая вокруг себя дым зловонный.

Преподобный Макарий Великий говорит - «Кто принуждает себя исключительно и всеусиленно к молитве, но не трудится о приобретении смирения, любви, кротости и всего сонма прочих добродетелей, не внедряет их в себя насильно, тот может достигнуть только до того, что иногда по прошению его, касается его Божественная благодать». Если жеполучивший не приобучит себя к прочим добродетелям, упомянутым нами, и не стяжает навыка в них, то или лишается полученной благодати, или, вознесшись, ниспадает в гордость, или не преуспевает более и не растет.                                           Брат сказал преподобному Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Преподобный отвечал: « Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари»» потому как Основание молитвы- глубочайшее смирение. Молитва есть вопль и плачь смирения. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклоннымк самообольщению и к бесовской прелести. Благодатное же смирение приобретается только одним путем- тщательным исполнением заповедей Христовых, которые научаю человека его немощи.

Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления (1 Тим.2,8), т.е. в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними мыслями и мечтаниями (без размышления)…

Очевидно, что непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального; но, чтобы сделаться способным в свое время кнепрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве.

Не произноси молитву спешно… делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредотачиваться. Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума  в слова молитвы, крайняя не спешность при произнесении ее и сокрушении духа. И далее у Брянчанинова говорится, достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Особо способствует сохранению внимания во время молитвы, весьма не спешное произнесение слов молитвы.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основании молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Если же кто бы то ни был, движимый гордостным усердием, ищет получить преждевременно сладость духовную или сердечное молитвенное действие, или какое другое  духовное дарование, приличиствующее естеству обновленному, тот неминуемо впадает в прелесть, каким бы образом молитвы он ни занимался, псалмопением ли или Иисусовой молитвой. Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом.

Жительство по евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым промыслом Божиим. Упражнение молитвой Иисусовой по самому свойству этого упражнения требует непрерывного бодрствования над собою. Непрестанно должнонаблюдать за собою, чтобы не подкрался каким-либо образом грех и не опустошил душу.

Мы ждем вас ежедневно: (осень-зима) с 08.00.-12.00. (весна-лето) с 08.00.-18.00.

Вторник- молебен о здравии на территории больницы.

Суббота-служба в 14.00.

Воскресенье - Божественная Литургия в 08.00.

Суббота - 13.00 панихида на могиле убиенных священников.

Реквизиты Храма для пожертвований:

Получатель платежа: Местная религиозная организация православный Приход Свято - Воскресенского храма п. Советский.

ИНН: 2353025483. КПП: 235301001. 

Банк получателя: ОАО «Крайинвестбанк» г. Краснодар.

Счет получателя: 40703810600080000669. Корр. счет: 30101810500000000516. БИК: 040349516.  

Назначение платежа: пожертвования.  

 

Яндекс.Метрика

Конструктор сайтов - uCoz