Издается церковным советом Свято-Воскресенского храма п. Красносельского Тимашевского благочиния совместно с редакцией газеты «Голос правды».

ПРИХОД

 15 марта 2012 года, № 8.

Выбираем предмет  - выбираем образ жизни.

Выбор за нами. До 1 апреля родители должны определиться,  какой предмет будут изучать их дети в следующем учебном году – буддизм, ислам, иудаизм, историю религий, основы светской этики или основы православной культуры.Президент В.В.Путин подметил: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».  Давно замечено, что даже идеальное знание гуманитарных наук не помогало человеку бороться с наркоманией, алкоголизмом, преступностью.  Даже обладатель докторской степени в любой области знаний, если не сверяет свои дела и поступки с религиозными основами, может превратиться в душегуба и злодея. А школьники, даже  отличники по математике, физике и трудному русскому языку, без устойчивой ценностной основы превратятся в циников, у них вырабатывается легкомысленное и потребительское отношение к образованию, когда учатся  только ради аттестата или диплома, трудятся только ради денег, живут только ради удовольствий. Святейший Патриарх Кирилл назвал главной бедой нашего времени потребительскую философию молодежи. С сентября 2012 года наши дети будут изучать культурологический курс, который стоит в программе как обязательный. И очень важно, какой предмет они выберут.

Выбирать предмет будут родители, это право взрослых.  Сейчас в школах проходят собрания, и становится ясно, что многие родители практически ничего не знают о том, что им предлагают. Например, под основами светской этики видят этикет. Их пугают и названия – думают, что если выберут православие, то их детям непременно начнут проповедовать, тянуть в церковь. Давайте вместе вглядимся в выбор.

Основы мировых религиозных культур.

В каком городе родился Иисус Христос? Какой город  для мусульман является священным? К чему призывал Махаммад? Почему царевич  Сиддхартха  Гаутама покинул свой дворец? Что означает слово Будда? Каковы пять моральных заповедей буддизма? Назначение синагоги и ее устройство… Эти  вопросы, как горох из банки, посыплются на вашего ребенка, если вы выберете историю религий. Каша в детской голове обеспечена, потому что он,  не зная традиционного вероисповедания своего народа, попытается ознакомиться еще и с другими. О каком усвоении идет речь? Никакой единой картины или цельного мировоззрения при таком подходе не получится, а ОПАСНОСТЬ разрушить основы возрастает в разы, потому что при таком подходе полностью отсутствует понятие греха.  Курс «Основы мировых религиозных культур» не учит детей понятиям, «можно и нельзя», «добро и зло».  А когда нет понятия о добре и зле, формируется вседозволенность. К тому же данный предмет станет конфронтационным, где детям придется отвечать правду на вопрос о своей религии, либо лукавить. Да и учителю будет сложно. Если, например, учитель-атеист, а дети спрашивают, есть ли Бог, что ему отвечать? Эта напоминает ситуацию, когда человек стоит перед красивейшим храмом и пытается сделать вид, что его не замечает. Но храм-то стоит на  родной земле, и его предки как-то, но были связаны с этим храмом...

ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ОСЗ.

Речь об основах светской этики. Во-первых, этика не может быть светской или не светской – это раздел философии. Во-вторых, то, что под этим подразумевают родители (этику, правила поведения),  дается в обществоведении, кубановедении, в воспитательной работе школы…

В светской же так называемой этике мерой нравственности является сам человек, точнее, государство в лице чиновников и некой интеллектуальной «элиты», которая будет определять, что нравственно, а что нет.  Хорошо, если эти люди воспитаны на  вечных ценностях, лежащих в основе религиозной традиции народа, а если у каждого будет свое личное мнение по поводу морали, когда один считает, что обманывать государство и лезть к нему в карман грешно, а другой оправдывает любые методы ради денег? И если через несколько лет государство и «элита»  решит, что гомосексуализм это этично (так уже произошло в Европе) или призовет усыплять больных стариков, прикрываясь флагом гуманизма, вы согласитесь с этим? Но тогда знайте, что в старости вас постигнет та же участь!  А если ваших детей под лозунгом толерантности (терпимости) будут посылать на уроки к геям?  О последствиях нетрудно догадаться. Вот какое страшное будущее ждет нас, если мы проголосуем за «Основы светской  этики». Когда в обществе нет единой системы морали, его будет сотрясать от криминала, разврата, коррупции.

Но то, что в продаже есть много  молочной продукции с разными пищевыми добавками, заменителями, консервантами, не означает отсутствия в природе настоящего цельного молока. То же самое и с выбором предметов. Беда в том, что дети, не имеющие значительного жизненного и нравственного опыта, могут ошибочно решить, что нет абсолютных нравственных истин, определенных понятий о добре и зле, потеряют ориентир в том, что хорошо, а что плохо.

Старец Паисий Святогорец говорил: «Самое важное – держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство»

Если мы сегодня выберем современный, но мало относящийся к нашей вековой православной культуре предмет светской этики, предательство произойдет самое настоящее и мы взвоем от его результатов. Вот только отдельные примеры из учебника «Основы светской этики» 4-5 класса, Москва, Просвещение, 2010 г. Стр. 43 : «Что в конкретном случае является добром, а что злом? Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений».

Но у ребенка 1-5 класса если и есть убеждения, то исключительно эгоистичные, типа «хочу и дайте».

Или стр.14: «В ходе исторического развития …менялись представления о добре и зле».  Это утверждение заведомо провокационное. Наше Российское государство тем и сильно было, что  много веков опиралось на православные основы, придерживалось неизменных ценностей, нарушение которых  считалось и считается грехом.

СТЫД  -  ЭТО... 

Удивило определение стыда, стр.44: «Стыд – это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми». Авторам учебника и невдомек, что стыдно человеку бывает, если даже никто его не осуждает. По учебнику же получается, что если вора увидели с краденым, то это плохо, а если не попался на глаза – все в порядке, стыдиться нечего. Читая такой учебник, дети сделают вывод, что стыд – это комплекс, а от комплексов надо избавляться.

А что стоит за заданием на стр.49: «Какие жесты сейчас приняты у молодежи?» Зачем дети должны показывать их? Надо пожалеть учительницу, которая будет принимать это задание.

Стр.52-53 посвящены теме «Нравственные идеалы». Десятилетнему ребенку объясняется, что он полностью свободен в своем выборе, при этом говорится, что нравственных констант (постоянства) или традиционных ценностных ориентиров не существует, выбирай, дорогой, сам. А образцы этой самой нравственности – английский джентльмен, леди и фигуристка Слуцкая. В качестве иллюстрации портрет английской леди, кадр из фильма «Шерлок Холмс». Вывод напрашивается сам собой: нравственных идеалов нет.  Они либо устарели, либо не существуют в реальной жизни, а лишь художественный вымысел, либо сосредоточились все в Англии. В итоге:  материал излагается так, что ориентирует  на западную культуру, а про свою страну вообще не вспоминается.

Листаем учебник далее: А.Камю, Б.Шоу, Эсхил, Сартр, Р.Роллан, Э.Роттердамский…и Чехов чудом затесался. Если бы речь шла о студентах института, которые , может быть, знакомы с произведениями зарубежной литературы или хотя бы слышали, кто такой Сартр, еще как-то можно о чем-то говорить. Но перед нами – ребята 4-5 классов, толком не познавшие героев своей отечественной истории. Так и напрашивается мысль, что кому-то не хочется открывать детям нашу историю, родные корни, тем более прививать к ним уважение…

К  ВОПРОСУ О  СОВЕСТИ.

А если вернуться к определению совести – православие называет совестью внутренний голос человека, подсказывающий правду, т.е.  удовлетворенность или неудовлетворенность своими поступками, мыслями. Великие русские писатели  Пушкин, Гоголь, Достоевский четко называли совесть – голосом Бога, стремящегося подсказать человеку, правильно он поступает или заблуждается. Но, видимо,  для авторов  «Основ светской этики» имена великих русских писателей не авторитетны.

Понятие совести дает только предмет «Основы православной культуры». При этом указывается, что  Бог может открываться людям через совесть, других людей, через обстоятельства жизни. И логично объясняется, почему совесть  называют голосом Бога.  Даже ребенку становится понятно, почему некоторых людей называют «человек с сожженной совестью», с потерянной, больной совестью. И почему страшно стать бессовестным.  В буддизме же подобной формулировки  нет, в исламе и иудаизме тоже нет. А в светской этике совестью называют внутренний голос человека, но если человек будет опираться только на собственное мнение, он может и не признать своих ошибок, потому что никто не хочет думать о себе плохо, каждый пытается найти оправдание своим поступкам.

ПРИЗНАЮТ  СИЛУ  ПРАВОСЛАВИЯ. 

При выборе предмета напомним родителям, что речь идет об основах православной культуры – той самой, на которой выросли многие поколения нашего народа.  Да, Россия многоконфессиональное  государство, представители разных религий уживаются в мире. Но основу государства образует православная культура. И когда вульгарные девицы из музыкальной группы ворвались недавно  в Храм Христа Спасителя с пошлыми песнями и таким же пошлым видом, свой протест  против надругательства высказали не только православные, но и духовные лидеры многих конфессий. Если бы в православии не было  сильного начала, которое скрепляет государство, останавливает конфликты, призывает к добрым делам, никто бы его не защищал, тем более представители других  вероисповедований.

В школе №14 прошла встреча настоятеля  Свято-Воскресенского храма отца Анатолия с педагогами.  Большинство родителей учеников 1-5 классов  дают добро на изучение ОПК – основ православной культуры.


Почему в церкви столько запретов?

Как обычный человек должен сгорать со стыда, если его увидят во время  постыдного поступка, так верующий должен сгорать от стыда перед Богом за каждый свой грех.

Это одна сторона жизни с Богом:  жизнь полна ограничений или, точнее, самоограничений – одного нельзя, другого нельзя. И такой строгий подход к себе отпугивает многих людей от церковного порога. Боятся признать существование Бога, чтобы не лишиться мирских удовольствий и безответственности. Но так ли уж  верующий человек задавлен запретами? Те, кто познал жизнь с Богом, утверждают, что, напротив, это жизнь  светлая и радостная, ведь им нечего бояться. Если Бог рядом, то что бы ни случилось, верующему не страшно.  А насчет задавленности можно сказать следующее - мы также задавлены законами физики и химии: с балкона не прыгай, яд не пей, газ не оставляй открытым…Мы знаем, чем это грозит. Также и в духовной жизни. Христианин вовсе не задавлен заповедями Божиими, а относится к ним, как к предупреждениям о последствиях, которые могут наступить при несоблюдении тех духовных законов, которые называются заповедями Божиими. Господь не столько запрещает, сколько предупреждает: не блуди, иначе не сможешь любить; не лги, иначе потеряешь совесть; не воруй, иначе душа очерствеет.

 

В чем виноваты дети?

Вопрос о справедливости. Среди людей распространено одно заблуждение о духовной жизни ребенка.

Обычно считается, что мама принесла из роддома  ребеночка-ангелочка. Душа его – чистый лист бумаги. Хочется умиляться, страшно даже прикасаться к его чистоте. На самом деле  мама принесла не новорожденного малыша, ему не пять-семь дней, а уже девять месяцев! Церковь всегда знала, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Это уже сразу маленький человек.  Все, что происходит с ребенком в утробе матери, будет отражаться на нем в течение всей жизни. Духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится  темной печатью на душу ребенка. Потом, через 15-16 лет, родители будут разводить руками и удивляться: « Откуда это в нем?»

Как же так, почему грешат одни, а грех переходит на других?

Дело в том, что грех это не провинность, а болезнь души, а болезни очень легко передаются. Если отец совершил кражу, то вина за нее на сына не перейдет, но болезнь души, склонность к воровству может перейти.  Если отец нарушает правила дорожного движения и попадает в аварию, то, несмотря  на его личную вину, в больнице может оказаться вся его семья.  Грешит один – мама или папа, а лечиться от этого греха, от склонности к нему будут и детки.  В будущем они будут бороться со страстью, посеянной  родителями. Эти дети будут ходить на исповедь и покаянными слезами смывать этот грех. А говорить, что это несправедливо - неразумно.  Мы же не говорим о несправедливости, когда один в семье заражается гриппом, а от него заболевают все остальные члены семьи.

Но не надо думать, что благодаря духовной связи передаются только грехи. Святость, праведность также запечатлеваются на детях. Потому в духовном смысле можно утверждать, что дети – продолжение своих родителей. Провести грань между ними сложно. Поэтому когда мама или папа молится, а ребеночек  просто спит в кроватке, происходит что-то удивительное, что позволяет говорить о том, что и младенцы могут усваивать плоды молитвы.

В любом случае - нельзя отчаиваться. Как родители могут молитвой помочь своим детям, так и дети могут силой молитвы исправить допущенные взрослыми ошибки.

 

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ.

Это последняя неделя жизни Иисуса Христа перед Его Воскресением. Начинается она с Вербного воскресенья – это торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Посещение храма и возвращение в Вифанию.

Понедельник – проклятие бесплодной смоковницы и изгнание торговцев из храма.

Вторник – объясняет смысл проклятия смоковницы, спрашивают о Его власти, учит в храме, осуждает книжников и фарисеев, говорит о даре вдовы, предсказывает разрушение храма и о конце мира.

Среда – иудейские начальники составляют заговор против Христа, помазание Иисуса, Иуда задумал предать Христа.

Четверг – Иисус приготовляется к Пасхе, Тайная Вечеря, исходит с учениками в Гефсиманию, предан и схвачен, предстоит пред Анной, пред Каиафой и синедрионом; отречение Петра.

Пятница – предстоит пред Пилатом, самоубийство Иуды, Иисуса отсылают к Ироду, Пилат выносит смертный приговор, распятие и смерть Христа, Его погребение.

Суббота – у гробницы выставлена стража.

Воскресенье – жены-мироносицы идут ко гробу, гробница пуста, Христос воскрес. Пасха Христова.

 

Время  покаяния.

На протяжении всего Великого поста читается молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь»

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл напоминает, что Великий пост – это школа христианской жизни, глубокой внутренней работы над самим собой. Это уроки самоограничения, это жертва, которую каждый может принести Богу, как своего рода десятину года.

Около двух столетий назад муки от неблаговидных поступков испытывал и поэт  с мировым именем Александр Сергеевич Пушкин. Переживая о допущенных ошибках, он продолжал просить Бога открыть духовные очи на свою неправильность, чтобы очиститься, ведь душа каждого христианина плачет  об утраченной чистоте, стремится ее вернуть.

 

ОТЦЫ  ПУСТЫННИКИ.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем  возлетать
Во области заочны,
Чтоб укреплять его средь
Дольных бурь и битв,
Сложили множество
Божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой.
Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей,
Но дай мне зреть мои,
О, Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня
Не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи!

 

ВВЕРХ СТРАНИЦЫ

Яндекс.Метрика

Конструктор сайтов - uCoz